С каждым годом в России увеличивается количество платных автомобильных дорог. Что необходимо знать выезжающим на них водителям?
Вантовый мост через Петровский фарватер на Западном скоростном диаметре (Фото: Антон Ваганов / ТАСС)
- Что это
- Платные дороги
- Стоимость проезда
- Оплата
- Штрафы
- Случайный заезд
- Чрезвычайная ситуация
Что такое и зачем нужны платные дороги
Платные дороги — это автомобильные трассы или участки, за проезд по которым взимается плата. Платные дороги строятся в основном с целью разгрузить уже существующие трассы, реконструкция которых невозможна или обходится слишком дорого. С точки зрения пользователей, платные дороги отличаются:
- Улучшенным качеством дорожного полотна;
- Повышенным уровнем безопасности, что обеспечивается созданием барьеров, разделяющих встречные потоки транспорта;
- Наличием освещения;
- Более высокой разрешенной скоростью (на ряде участков до 130 км/ч), что обеспечивается, как правило, прокладкой маршрута трассы в обход населенных пунктов, отсутствием пересечений с другими трассами на одном уровне и бессветофорной системой организации движения;
- Наличием развитой придорожной инфраструктуры (АЗС, бесплатная служба эвакуации, площадки для отдыха, кафе, туалеты).
В Российской Федерации законодательной основой для строительства платных дорог стал президентский указ от 08.12.1992 г. № 1557 «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе». П.1 дополнившего его указа от 27.06.1998 г. № 728 установил норму, согласно которой, «проезд по автомобильной дороге может быть платным при наличии возможности бесплатного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам». Это положение было закреплено в ст. 37 федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации». Исключение из этого правила установил федеральный закон от 02.08.2019 № 289-ФЗ, разрешивший строительство безальтернативных платных дорог вне границ населенных пунктов в районах Крайнего Севера. При этом проезд по таким дорогам для владельцев легковых автомобилей и мототранспортных средств остается бесплатным.
Платные дороги отличаются улучшенным качеством дорожного полотна (Фото: gkavtodor / VK)
В зависимости от того, власти какого уровня принимают решение о строительстве платной трассы, она может иметь статус:
- Федеральной;
- Региональной;
- Муниципальной;
- Районной.
Обслуживанием платных дорог занимаются компании-операторы. Крупнейшей среди них является ГК «Автодор». Дороги, находящиеся в ее доверительном управлении, объединяют 18 регионов России, а протяженность платных участков составляет 3 094 км (всего в стране имеется примерно 1,5 млн. км дорог общего пользования). В 2024 году трафик по таким участкам вырос на треть, до 379 млн. проездов. Это новый рекорд: в 2023 году прирост составил 17%, а в 2022 году — 13,3%. Чаще всего водители выбирают магистрали М-12 «Восток» и М-4 «Дон».
Платные дороги России
В современной России первой платной дорогой в апреле 1999 года стал 20-километровый участок трассы М-4 «Дон» в обход села Хлевное в Липецкой области (444-464 км). В 2002 году плату отменили. В настоящее время в РФ имеется 19 платных дорог и элементов дорожной сети:
Протяженность трассы М-1 «Беларусь» 456 км, из них 33 км приходится на платный участок (с 33 по 66 км) (Фото: gkavtodor / VK)
Протяженность трассы М-3 »Украина» 510 км, из них 70 км приходится на платные участки. Разрешенная скорость на них до 110 км/ч (Фото: ГК «Автодор»)
Протяженность трассы М-4 «Дон» 1542 км, из них 1105 км приходится на платные участки (с 21 по 1319 км) (Фото: ГК «Автодор»)
Разрешенная скорость на платных участках трассы М-11 «Нева» достигает 130 км/ч (Фото: ГК «Автодор»)
На всей протяженности в 810 км трасса М-12 «Восток», являющаяся частью международного транспортного маршрута Западная Европа — Западный Китай, платная (Фото: ГК «Автодор»)
Трасса А-113 ЦКАД проходит по территории Подмосковья в 50 км от МКАД. Протяжённость — 336 км, из которых на платной основе эксплуатируются 260 км (Фото: ГК «Автодор»)
МСД (Московский скоростной диаметр) — это дорога протяженностью 68 км, которая проходит с севера на юг столицы от магистрали М-11 «Нева» на Санкт-Петербург до М-2 «Крым» и имеет выход на строящуюся высокоскоростную трассу М-12 «Восток» (Фото: Градостроительный комплекс Москвы)
Карта-схема Мытищинской хорды (Фото: Пресс-служба Губернатора Московской области)
Северный дублер Кутузовского проспекта (СДКП) или проспект Багратиона — это вылетная магистраль, которая проходит от Третьего транспортного кольца и делового центра «Москва-Сити» до транспортной развязки на пересечении МКАД с Молодогвардейской улицей. Протяженность трассы вместе со съездами — порядка 22 км. Разрешенная скорость до 90 км/ч. Для легковых автомобилей и внедорожников (в том числе с прицепом высотой до 2 м) диапазон стоимости проезда в зависимости от способа оплаты составляет 450-650 рублей. Для пикапов — 675-975 рублей.
Запуск движения по проспекту Багратиона (Северный дублер Кутузовского проспекта) (Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы)
Общее количество полос движения по Западному скоростному диаметру — 4-8. Качество дорожного покрытия очень высокое (Фото: Роман Пименов / ТАСС)
Сколько стоит проезд по платным дорогам
При использовании платных дорог можно сэкономить разными способами. Например, ехать ночью, поскольку ночные тарифы в ряде случаев существенно ниже дневных (Фото: ГК «Автодор»)
Согласно чч.5 и 6 ст.40 федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 26.12.2024) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», методика расчета платы за проезд по платным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, а также максимальный размер такой платы утверждаются соответственно:
- Правительством РФ;
- Высшим исполнительным органом субъекта РФ;
- Органом местного самоуправления.
П.8 этой же статьи обязывает операторов платных дорог не превышать установленный максимальный размер платы за проезд.
Размер платы за проезд может различаться в зависимости от:
- Категорий транспортных средств;
- Времени суток;
- Месяца или дня недели;
- Направления движения;
- Способа внесения платы.
Согласно ч.1 ст.41 того же федерального закона, от платы за проезд по платным дорогам освобождаются:
- Транспорт общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного такси, а также автобусов, осуществляющих перевозки в междугородном и международном сообщении);
- Специальные транспортные средства с соответствующими устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
- Транспортные средства организаций федеральной почтовой связи;
- Школьные автобусы и автобусы, осуществляющие организованную перевозку группы детей;
- Иные категории пользователей в случае заключения соглашения о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве при условии. что такой участок дороги находится в частной собственности.
Собственник платной дороги вправе предоставлять право льготного проезда и иным категориям транспортных средств (ч.2 ст.41). Так, в Псковской области от платы за проезд освобождаются, в частности, транспортные средства, зарегистрированные на территории Псковской области, а также транспортные средства граждан, проживающих на территории Псковской области.
Расчет стоимости проезда облегчается при использовании калькуляторов, имеющихся на сайтах основных операторов:
При использовании платных дорог можно сэкономить несколькими способами:
- Ехать ночью, поскольку ночные тарифы в ряде случаев существенно ниже дневных;
- Объезжать самые дорогие участки платных дорог, используя бесплатную альтернативу;
- Использовать транспондер оператора данной дороги. Это позволяет получить скидку напрямую или при выборе программы лояльности;
- Приобрести абонемент в случае частых поездок;
- Стать участником программы лояльности, что позволит накапливать скидки.
Подробнее о всех этих способах читайте по ссылке.
Как оплатить проезд по платным дорогам
Оплата проезда по платным дорогам возможна несколькими способами:
Транспондер
Транспондер имеет смысл купить или арендовать при регулярном пользовании платными дорогами (Фото: ГК «Автодор»)
Это электронное устройство для автоматической оплаты позволяет проезжать по выделенным полосам пункты взимания платы (ПВП) без остановки. Транспондер имеет смысл купить или арендовать при регулярном пользовании платными дорогами. Более широким функционалом (подключение абонементов и программ лояльности) обладают персонифицированные устройства, которые можно приобрести на сайте оператора дороги или в центре обслуживания клиентов. Однако следует помнить, что получить скидку за использование такого транспондера можно, как правило, только на дорогах «своего» оператора. После покупки транспондера необходимо завести счет-кошелек и периодически пополнять его для оплаты проезда.
Подробнее о пользовании транспондерами читайте по ссылке.
Наличные или банковская карта
На большинстве платных дорог возможна оплата за проезд наличными или банковской картой на ПВП, в том числе без участия кассира-оператора с использованием аппаратов приема платежей. К числу таких трасс относятся:
На большинстве платных дорог возможна оплата за проезд наличными или банковской картой на ПВП, в том числе без участия кассира-оператора с использованием аппаратов приема платежей (Фото: Autonews)
Мобильное приложение или сайт оператора
На ряде платных дорог действует система «Свободный поток». В этом случае транспорт проезжает без снижения скорости под дорожными рамками, на которых размещены различные камеры и датчики. Счет за проезд формируется автоматически по фактически пройденному расстоянию на основе классификации автомобиля и распознанных номерных знаков. Оплата спишется с транспондера или можно оплатить поездку через мобильное приложение оператора, личный кабинет на сайте оператора, а также в различных сервисах. К числу платных трасс, на которых используется система «Свободный поток», относятся:
Что делать, если не оплатить проезд по платной дороге
Какой бы ни была причина, по которой проезд по платной дороге остался неоплаченным, ч.1 ст.12.21.4 КоАП РФ предусматривает для водителей легковых автомобилей, а также мототранспортных средств штраф в размере 1500 рублей. Для водителя грузовика или автобуса сумма увеличивается до 5000 рублей (ч.2 ст.12.21.4 КоАП РФ). Однако Примечание 1 к этой же статье КоАП содержит положение, позволяющее избежать уплаты штрафа. Для этого необходимо оплатить проезд в течение 20 дней с момента вынесения постановления об административном правонарушении. Если не уложиться в этот срок, придется оплачивать и проезд, и штраф.
Какой бы ни была причина, по которой проезд по платной дороге остался неоплаченным, КоАП РФ предусматривает для водителей штраф в размере 1500 рублей (Фото: ГК «Автодор»)
Но как грамотно поступить, если вдруг выяснится, что, например, транспондер не работает, а других способов оплатить проезд по платной дороге нет?
На дороге с ПВП
На дороге с безбарьерной системой
Что делать, если случайно заехали на платную дорогу
О приближении к платной дороге водителей предупреждают дорожные знаки, например, знак 5.1 «Автомагистраль» в сочетании с информационной табличкой 8.8 «Платные услуги». Если же по ошибке или невнимательности вы оказались перед въездом на платный участок:
Что делать в чрезвычайной ситуации на платной дороге
В случае ДТП или другой нештатной ситуации на платной дороге водитель помимо оповещения оперативных служб и своей страховой компании может сообщить о произошедшем работающим на трассе аварийным комиссарам, которые используют «технички» с оранжевыми мигалками. Номер (у каждой компании-оператора он свой) таких служб указывается на информационных табличках, расставленных по всему маршруту. Аварийные комиссары при необходимости вызовут ГИБДД, скорую помощь, пожарных, эвакуируют автомобиль с трассы или дозаправят его из имеющихся запасов, что позволит добраться до ближайшей АЗС.
Читайте также:
Источник: www.autonews.ru