Почему китайский автопром совсем не китайский. Кто работает на КНР

По итогам 2024 года Китай произвел 30 млн автомобилей и почти втрое обошел по показателю США. Но это чудо вряд ли стало бы возможным без западных специалистов. Мы выяснили, кому обязаны производители из КНР


            Почему китайский автопром совсем не китайский. Кто работает на КНР

Джайлс Тейлор (Фото: Rolls-Royce)

От клонирования к собственным разработкам

Пока гранды мирового автопрома переживают сложные времена, пытаясь идти в ногу со временем, в Китае открываются все новые производства. По оценкам экспертов, уже к 2030 году каждый третий автомобиль на планете будет китайским. Но такое технологическое чудо вряд ли могло бы осуществиться без плотного сотрудничества с именитыми марками.

КНР — самый лакомый кусок для любого уважающего себя автопроизводителя, хотя без создания совместных предприятий с локальными компаниями выйти на этот рынок невозможно. Приходится делиться не только наработками, но и ценными людьми.

Сперва европейцам, американцам и японцам приходилось с китайцами только сотрудничать, но после ряд компаний и вовсе были выкуплены более успешными фирмами из КНР. Так, шведская Volvo оказалась в руках у Geely, а под легендарной британской маркой MG теперь скрываются продукты корпорации SAIC Motor. Электрокары Mini создаются на агрегатах Great Wall Motors, «клепают» в Китае и малышей Smart от Daimler благодаря стараниям все той же Geely. Даже Jaguar Land Rover проектирует новейшие гибридные и электрические модели на платформе Chery. Как это возможно?

Каких-то лет 15 назад китайские компании не стесняясь выдавали за свои разработки грубые копии знаковых европейских моделей. Их слепо клонировали, уповая на то, что дешевая подделка не очень-то уступит первоклассному оригиналу, а по цене будет чуть ли не вдвое привлекательнее. Вот только продажи таких изделий шли откровенно плохо как на родине, так и в России, не говоря уж о глобальном рынке.

Постепенно пришло осознание, что серьезный бизнес на «копипасте» построить невозможно. Создание кузовов поручили именитым итальянским дизайн-студиям уровня ItalDesign и Pininfarina. Но даже этого оказалось недостаточно. Покупатели из Старого Света привыкли ориентироваться не на отдельно взятую модель, а на всю палитру автомобилей бренда — с фирменными фишками, традициями и преемственностью, всем тем, что в конечном счете создает имидж и имя. Дизайнеров пришлось заполучить своих — крутых и именитых.

READ  В Белоруссии повысят утильсбор. Как это отразится на российском авторынке

Кого смогли перекупить китайцы

Дизайнеры и менеджеры — вот главные сотрудники, на которых охотятся китайцы. Первые создают узнаваемый облик, лицо марки, а без вторых немыслимо успешное функционирование самой компании. Вот несколько наиболее заметных и показательных случаев хедхантинга.

Chery


            Почему китайский автопром совсем не китайский. Кто работает на КНР

Кевин Райс (Фото: Mazda)

К услугам именитых дизайнеров в компании стали прибегать еще в 2010-х. Сперва шанхайский дизайн-центр возглавил выходец из Porsche Хакан Саракоглу, а чуть позже, в 2018 году, к созданию линейки Chery подключился Кевин Райс, работавший с BMW и Mazda, а также в студии ItalDesign. Успех не заставил себя долго ждать — новинки марки высоко оценили даже в требовательных странах, входящих в ЕС. Отметился в шеф-дизайнерах и Джеймс Хоуп, работавший в разные времена над стилистикой американских моделей Ford и Lincoln.

Волна успеха Chery продолжается и сейчас. Руководят дизайн-центрами корейский специалист Стив Юм, ранее приложивший руку к ряду моделей Ford, GM и Hyundai, а также выходец из Боснии и Герцеговины Сайдин Османчевич. Последний отвечал за облик флагманского Chery Tiggo 9, недавно вышедшего на российский рынок, — самого значимого и дорогого автомобиля Chery из ныне доступных. Прежде Османчевич работал в Skoda, где занимался созданием электрокара Enyaq.

Jetour


            Почему китайский автопром совсем не китайский. Кто работает на КНР

Хакан Саракоглу (Фото: Porshe)

Родственный Chery бренд Jetour также обязан яркому облику Хакану Саракоглу, прежде работавшему с Porsche. На фоне продукции Chery «Джетуры» смотрятся брутальнее и футуристичнее. Отличный тому пример — кроссовер Jetour Dashing.

FAW, Hongqi


            Почему китайский автопром совсем не китайский. Кто работает на КНР

Джайлс Тейлор (Фото: Rolls-Royce)

Главой дизайнерского центра в корпорации FAW китайцы поставили Джайлса Тейлора, который некогда был шеф-дизайнером компании Rolls-Royce. Теперь Тейлор — глобальный вице-президент по дизайну и главный креативный директор, отвечающий за весь фирменный стиль премиальной линейки Hongqi и возглавляющий центр FAW Advanced Design в Мюнхене.

READ  Wey 07 обновился спустя полгода после премьеры в России. Список доработок

Geely, Zeekr


            Почему китайский автопром совсем не китайский. Кто работает на КНР

Пьер Луиджи Феррари (Фото: LinkedIn)

За облик автомобилей концерна Geely с недавних пор отвечает экс-глава студии дизайна Pininfarina Пьер Луиджи Феррари. Прежде именно он отвечал за облик машин еще одной китайской марки — Exlantix, отпочковавшейся от Exeed. До него в Geely сманили британца Питера Хорбери, работавшего с Volvo и Ford. С 2011 года он стал вице-президентом марки по дизайну. Еще одного именитого дизайнера, Уэйна Берджеса, прежде создававшего автомобили Jaguar, заполучили в Geely в 2019 году. Бывший шеф-дизайнер Bentley Штефан Зилафф — не менее ценный кадр, поднимающий Geely. Как раз его команда ответственна за имидж премиального бренда Zeekr. Прежде Зилафф также работал над стилем ряда моделей Mercedes и Audi.

JAC


            Почему китайский автопром совсем не китайский. Кто работает на КНР

Даниэль Гальоне (Фото: Auto & Design S.R.L.)

Благодарности за автомобили марки JAC стоит адресовать дизайнеру итальянского происхождения. Прежде Даниэль Гальоне, возглавляющий дизайн-центр в Турине, занимался обликом автомобилей Alfa Romeo и Maserati. Именно этому человеку продукты JAC обязаны визуальным сходством с итальянскими спорткарами.

Changan


            Почему китайский автопром совсем не китайский. Кто работает на КНР

Бертран Бах и Changan UNI-K (Фото: Bertrand Bach / FlashIntel, Changan)

Компания Changan сейчас — четвертый по силе китайский бренд на российском рынке. Но успех этой марки тоже не случайность. За облик популярных кроссоверов Uni-K и Changan CS55 Plus ответственен Бертран Бах, прежде работавший с компанией Opel. Как раз его перу принадлежит дизайн Opel Astra J.

Haval


            Почему китайский автопром совсем не китайский. Кто работает на КНР

Андрей Трофимчук (Фото: Из личного архива А. Трофимчука)

Белорусский дизайнер Андрей Трофимчук, ранее работавший над обликом российского «Ё-мобиля», оказался в Haval. На фоне коллег его послужной список скромен, но за внешность нового Haval H9 ответственен как раз он. Также в компании отметился Пьер Леклерк, ранее работавший на BMW.

BYD


            Почему китайский автопром совсем не китайский. Кто работает на КНР

Вольфганг Эггер (Фото: Matthias Balk / dpa / Global Look Press)

Производитель BYD сманил к себе бывшего шеф-дизайнера Alfa Romeo, Lamborghini и Audi Вольфганга Эггера. Помимо собственно продукции BYD команда Эггера занимается линейками марок YangWang, Denza и Fang Cheng Bao, входящих в концерн.

READ  В Россию приехала Toyota GR86. Цена и оснащение

GAC


            Почему китайский автопром совсем не китайский. Кто работает на КНР

Чжан Фань (Фото: CarNewsChina)

Даже дизайнер Чжан Фань китайского происхождения, занимающийся созданием облика автомобилей марки GAC, успел набраться опыта в Mercedes-Benz, где проработал целых восемь лет. В итоге вернулся в родные пенаты.

Dongfeng


            Почему китайский автопром совсем не китайский. Кто работает на КНР

Dongfeng Forthing T5 Evo (Фото: Dongfeng)

Дизайном легковых подразделений Dongfeng руководит Ханс Хеннинг Кнопфель, прежде трудившийся на благо Volvo и Mercedes-Benz. Как раз его можно благодарить за выразительный дизайн моделей Forthing T5 EVO, Forthing M4 Yacht и Dongfeng T5 EVO. Напомним, Forthing входит в структуру Dongfeng.

Xpeng


            Почему китайский автопром совсем не китайский. Кто работает на КНР

Рафик Ферраг (Фото: Cockpit dz)

Чисто китайская компания Xpeng также пришла к успеху через грамотный рекрутинг. За футуристичный облик автомобилей этой марки отвечают испанец Хуанма Лопез и Рафик Ферраг. Последний присоединился к офису в Гуанчжоу в 2017 году, а в 2023 году стал директором по дизайну стартапа. Его коллега Лопез успел набраться опыта в Seat, Audi, Genesis, Lamborghini и Ferrari.

Li Auto


            Почему китайский автопром совсем не китайский. Кто работает на КНР

Porsche 992. Скетч Бена Баума (Фото: Car Design World)

Любимые «параллельные» автомобили россиян, Lixiang, создает выходец из Porsche Бен Баум. Как раз ему мир обязан за великолепный кузов модели Porsche 911 с индексом 992.

Avatr


            Почему китайский автопром совсем не китайский. Кто работает на КНР

Надер Фагихзаде (Фото: BMW)

Когда-то ирано-немецкий дизайнер Надер Фагихзаде был задействован в дизайн-студии BMW, но вовремя ушел в Avatr, где смог раскрыть талант в полной мере. Именно этого человека стоит благодарить за футуристичный облик китайских новинок.

Nio


            Почему китайский автопром совсем не китайский. Кто работает на КНР

Cadillac CTS Sport Wagon (Фото: Cadillac)

Некогда сотрудничавший с Cadillac Колин Фиппс нашел себя в студии марки Nio. Когда-то он создал облик CTS Sport Wagon.

Читайте также:

Источник: www.autonews.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *