Крымскому мосту исполнилось 7 лет. Факты, о которых вы не знали 15 мая исполняется 7 лет с момента официального открытия автомобильной части моста, который соединил материковую Россию с полуостровом Крым. Что собой представляет это инженерное сооружение?
Крымский мост (Фото: Росавтодор / CC BY 4.0 / Wikipedia Commons)
- Что это
- История
- Строительство
- Открытие
- Длина
- Как добраться
Что такое Крымский мост
Крымский мост — это автомобильно-железнодорожный мост, который переброшен через Керченский пролив и соединяет Таманский полуостров, являющийся частью Краснодарского края, с территорией Республики Крым. С момента открытия сооружения и до июня 2022 года гражданские лица могли добраться туда из материковой России только через Крымский мост. Это название было выбрано по итогам официального онлайн-голосования, прошедшего в конце 2017 года.
В настоящее время помимо поездов по мосту разрешено движение автобусов и легковых автомобилей, в том числе с прицепами. Каждая машина проходит процедуру досмотра. Грузовики (в том числе порожние) должны использовать паром или альтернативный сухопутный коридор через территорию ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.
Движение по Крымскому мосту открыто круглосуточно в любую погоду в отличие от паромной переправы. К мосту из материковой части России ведут два маршрута:
1. По федеральной трассе А-289 Краснодар — Славянск-на-Кубани — Темрюк — автомобильная дорога А-290 Новороссийск — Керчь. С 22 апреля 2025 года проезд по ней платный. Информация о тарифах доступна по ссылке.
На трассе действует безбарьерная система «Свободный поток» с автоматической фиксацией номера автомобиля. Выставленный счет необходимо оплатить в течение пяти дней на сайте компании «Автодор» или через банковские приложения. За просрочку платежа выставляется штраф.
2. По бесплатной федеральной трассе А-146 Краснодар — Верхнебаканский.
Возможно временное закрытие моста по тревоге.
В настоящее время помимо поездов по Крымскому мосту разрешено движение автобусов и легковых автомобилей, в том числе с прицепами (Фото: Андрей Рубцов / ТАСС )
История Крымского моста
Достоверно известно, что идея постройки моста через Керченский пролив появилась еще в царствование Николая II, но реализации проекта помешали Первая мировая, а затем и гражданская война в России.
Во Вторую мировую временную переправу в Тамань из оккупированного в 1942 году Крыма пытались построить немцы. Из оставленных ими материалов после освобождения полуострова Красной армией был построен железнодорожный мост протяженностью 4,5 км, но в конце февраля 1945 года часть его металлических опор повредили льдины, которые нагнал ветер из Азовского моря, и конструкцию пришлось демонтировать.
18 мая 1949 года правительство СССР приняло постановление о строительстве постоянного двухъярусного автомобильно-железнодорожного моста, однако в 1950-м начатые работы были прекращены, а высвободившиеся ресурсы направлены на создание более дешевой паромной переправы. Вновь к проекту моста через Керченский пролив вернулись в начале 1970-х, но до стадии реализации дело не дошло.
В постсоветский период российской и украинской сторонами прорабатывалась возможность строительства такого транспортного перехода, и 17 декабря 2013 года было подписано соответствующее соглашение между правительствами двух стран. Но вскоре в результате политического кризиса на Украине был провозглашен суверенитет России над Крымом. На следующий день после этого, 19 марта 2014 года, президент Путин поручил Министерству транспорта построить автомобильный и железнодорожный мосты через Керченский пролив. Ставилась задача открыть движение по ним до конца 2018 года.
Строительство опор и монтаж первых пролетов железнодорожного моста со стороны Керчи. Одновременно происходит засыпка технологической площадки и начало сборки арок моста (Фото: Росавтодор / CC BY 4.0 / Wikipedia Commons)
Строительство Крымского моста
До конца 2014 года шло обсуждение проектов транспортного перехода через Керченский пролив, в том числе вариант прокладки тоннеля. От последней идеи отказались, поскольку ее реализацию (особенно в обозначенные сроки) практически исключали имеющиеся неблагоприятные геологические условия. Из четырех отобранных проектов мостового перехода предпочтение было отдано самому южному варианту, маршрут которого шел через Тузлинскую косу и остров Тузла в обход косы Чушка. В этом случае мост получался значительно длиннее, но сохранялась возможность использования существовавшей паромной переправы в период строительства. Кроме того, учитывалось наличие площадей для размещения складов и других сопутствующих сооружений.
В апреле 2015 года по итогам закрытого конкурса проектантом моста стал «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург». В ходе проектирования концепция объекта существенно изменилась. Если первоначально планировалось строительство совмещенного двухъярусного автомобильно-железнодорожного участка между островом Тузла и Керчью, то утвержденный вариант предусматривал два параллельных моста на всем протяжении транспортного перехода через Керченский пролив. Это сокращало массу пролетов и стоимость работ, которая распоряжением правительства РФ от 30 января 2015 года была ограничена 228,3 млрд руб., а также давало возможность вписаться в директивные сроки за счет одновременного строительства автомобильной и железнодорожной части.
В феврале 2016 года, после того как проект прошел необходимые экспертизы, началось строительство моста. В июне того же года приступили к установке пролетных строений автомобильного моста. Эти работы продлились до конца декабря 2017 года. А в апреле 2018-го после укладки асфальта мост прошел приемочные обследования.
Установленные арки моста и процесс надвижки пролетов автодорожного моста к арке. Вид со стороны Тамани (Фото: Росавтодор / CC BY 4.0 / Wikipedia Commons)
Что касается железнодорожного моста, то в начале 2018 года завершилось создание его свайных фундаментов, 24 марта 2019-го — сборка пролетов, а к 18 июля того же года — укладка рельсов.
Когда открыли Крымский мост
Открытие Крымского моста проходило в два этапа:
1. 15 мая 2018 года с участием президента Путина состоялась церемония официального открытия автомобильного моста, а на следующий день по нему началось движение транспорта с максимальной разрешенной массой до 3,5 т. Это ограничение было снято в полночь 1 октября того же года.
Президент России Владимир Путин открыл регулярное автомобильное движение по Крымскому мосту. В рамках церемонии глава государства проехал за рулем КамАЗа по автомобильной части во главе колонны грузовых автомобилей, 15 мая 2018 года (Фото: Kremlin Pool / Global Look Press)
2. 18 декабря 2019 года подписан акт приемки, разрешающий ввод в эксплуатацию железнодорожного моста. Церемония его открытия с участием президента Путина прошла 23 декабря того же года. В ночь на 25 декабря по мосту прошел первый пассажирский поезд, а грузовые перевозки начались 30 июня 2020 года.
Длина Крымского моста
Крымский мост является самым длинным не только в России, но и Европе. С топ 6 самых протяженных автомобильных мостов в мире можно ознакомиться по ссылке.
Транспортный переход, состоящий из двух параллельных мостов, автомобильного и железнодорожного, тянется от Таманского полуострова через Тузлинскую косу и остров Тузла в обход мыса Ак-Бурун до Керчи. Специальная конструкция мостов на 595 опорах позволяет им выдержать землетрясения до 9 баллов.
Характеристики автомобильного моста:
Поскольку для движения в каждом направлении имеется менее трех полос, то, согласно п. 12.4 ПДД, остановка на мосту запрещена.
Крымский мост является самым длинным не только в России, но и Европе. Протяженность его составляет 17 км (Фото: Росавтодор / CC BY 4.0 / Wikipedia Commons)
Характеристики железнодорожного моста:
Пролеты мостов над Керчь-Еникальским каналом позволяют проходить судам высотой до 35 м и шириной до 185 м.
Как добраться до Крымского моста
Гражданским лицам для проезда по Крымскому мосту можно воспользоваться:
- Пассажирскими поездами Москва — Симферополь или Санкт-Петербург — Севастополь;
- Автобусами, курсирующими по маршрутам между Москвой и крупными курортами Крыма;
- Легковым автомобилем. Самый быстрый маршрут при движении из Москвы — федеральная трасса М-4 «Дон», имеющая платные участки, с выездом в Краснодарском крае на также платную скоростную трассу А-289, которая ведет непосредственно к мосту. Общая протяженность маршрута порядка 1540 км. В качестве альтернативы можно использовать бесплатную федеральную трассу А-146, которая проходит через Новороссийск, Анапу и другие населенные пункты. Эта дорога длиннее и сильнее загружена, особенно в период отпусков.
Читайте также:
Авторы Теги Михаил Овсянников
Источник: www.autonews.ru