До минус 81%. Почему Tesla тонет на европейском авторынке

Чистая прибыль Tesla в Европе в начале года обвалилась на 71% Апрель выдался провальным для Tesla, особенно на европейском рынке. Эксперты уверены: спасти компанию может лишь новая модель, причем дешевая


            До минус 81%. Почему Tesla тонет на европейском авторынке

Фото: Mara Brandl / imagebroker / Global Look Press

В ряде стран падение продаж Tesla в апреле оказалось рекордным за последние годы. В Швеции спрос рухнул сразу на 81% — до самого низкого уровня с осени 2022 года. Схожая ситуация наблюдается и в других странах: минус 74% в Нидерландах, 67% — в Дании, 59% — во Франции и 33% — в Португалии.

В апреле Tesla реализовала в Швеции лишь 203 автомобиля — антирекорд с октября 2022 года. В Нидерландах продано 382 машины, в Португалии — 302. Некоторые рынки, напротив, показали небольшой рост: в Италии — 446 автомобилей (+29% по сравнению с прошлым годом), в Норвегии — 976 (+12%).

В попытке подстегнуть интерес к своим моделям компания активизировала маркетинг в ряде ключевых стран Европы. Покупателям предлагают скидки, выгодные условия кредитования и прочие бонусы. Но пока заметного эффекта это не приносит.

Позиции слабеют, показатели падают

В марте доля Tesla на рынке электромобилей ЕС снизилась до 8,8%, тогда как год назад она составляла 19,7%. На фоне замедления продаж в Европе Tesla показала снижение выручки на 20% за квартал, а чистая прибыль обвалилась на 71%.


            До минус 81%. Почему Tesla тонет на европейском авторынке

Фото: Julian Stratenschulte / dpa / Global Look Press

При этом общая статистика по рынку электромобилей показывает рост — продажи в ЕС выросли на 28% по сравнению с апрелем прошлого года. Но вот Tesla теряет позиции: по итогам первого квартала ее продажи в Европе снизились на 37%, что резко контрастирует с общерыночной динамикой.

Цифры не радуют инвесторов

Маржа в Tesla (без учета регуляторных кредитов) в первом квартале упала до 12,5%, с 13,6% в четвертом квартале. Это лучше прогнозируемых 11,8%, но все равно ниже ожиданий инвесторов.

READ  Парад Победы стал самой просматриваемой онлайн-трансляцией в 2025 году

Общая выручка за первый квартал составила $19,34 млрд — заметно меньше прогноза LSEG, составлявшего $21,11 млрд.

Конкуренция с китайскими автопроизводителями

Факторов, влияющих на ослабление позиций американской марки, накопилось немало. Это и массовые протесты против Илона Маска в Европе, и бурный рост китайских конкурентов, и затянувшийся запуск обновленного Model Y. 

Марки из КНР продолжают наращивать присутствие в Европе. По данным аналитиков Rho Motion, доля BYD на рынке электрокаров в ЕС достигла 2,9%, XPeng — 1,2%. В сегменте подключаемых гибридов позиции BYD еще сильнее — 3,1%, SAIC и Chery занимают 3,9 и 0,6% соответственно.

Эксперты отмечают: технологическое лидерство Tesla больше не выглядит столь убедительно.

«Преимущество Tesla в технологиях уже не такое убедительное, как раньше», — комментирует Энди Лейланд, сооснователь SC Insights.

Надежда на обновленный Model Y


            До минус 81%. Почему Tesla тонет на европейском авторынке

Tesla Model Y (Фото: Tesla)

Компания уже открыла предзаказы на рестайлинговую версию Model Y в большинстве стран Европы, однако реальные поставки начнутся не раньше июня. Аналитики предупреждают: даже если новая версия окажется успешной, ее влияние на общую динамику станет заметным лишь ближе к середине лета.

По словам Уилла Робертса, руководителя отдела автомобильных исследований компании Rho Motion, после окончания простоя производства продажи компании могут возобновиться и вырасти, как и у других производителей электромобилей, однако каждый месяц простоя ставит под угрозу годовые прогнозы группы.

Имиджевый удар

Кроме того, у Tesla продолжают расти репутационные проблемы. Илон Маск все чаще становится объектом критики за свои политические взгляды и открытую поддержку Дональда Трампа. В ряде стран это уже обернулось акциями протеста, актами вандализма на зарядных станциях и призывами к бойкоту бренда. Согласно опросу Electrifying.com, 59% респондентов признались, что политическая позиция Маска охладила их интерес к покупке автомобилей Tesla.

READ  Российские суды в 2024 году вынесли приговоры 682 телефонным террористам


            До минус 81%. Почему Tesla тонет на европейском авторынке

Фото: Krisztian Elek / Keystone Press Agency / Global Look Press

Влияние пошлин Трампа

На фоне снижающегося спроса и усиливающегося негатива Tesla оказалась под давлением еще и с экономической стороны. По информации Reuters, компания была вынуждена приостановить поставки ряда компонентов из Китая — после того как США повысили пошлины на китайский импорт до 145%. В ответ на это Китай ввел свои ограничения, что привело к временному прекращению заказов на Model S и Model X на внутреннем рынке.

Илон Маск заявил, что выступает за снижение торговых барьеров и что Tesla не застрахована от макроэкономического спада. По его словам, текущая экономическая нестабильность заставляет потребителей откладывать серьезные траты, включая покупку автомобилей.

«Если бы не проблемы с макроэкономикой, мы не увидели бы падения спроса», — отметил Маск.

При этом добавил, что особенно сильно новые пошлины ударят по энергетическому подразделению Tesla.

Небольшим утешением для компании стало превышение ожиданий по марже в первом квартале, достигнутое за счет сокращения затрат. Но даже этот положительный момент не спас от общего снижения показателей.

Политические амбиции на паузе


            До минус 81%. Почему Tesla тонет на европейском авторынке

Илон Маск (Фото: Patrick Pleul / dpa / Global Look Press)

После долгих месяцев, посвященных критике бюджета и участию в реформаторских инициативах администрации Трампа, Маск, судя по последним постам в X, вновь переключает внимание на свои компании. Он дал понять, что возвращается к активному управлению Tesla, а также сосредоточится на SpaceX, xAI и Neuralink.

«Больше внимания Маска к Tesla — это плюс для акций, но для настоящего роста нужна новость вроде «Маск уходит из правительства и сосредотачивается на Tesla», — считает Шон Кэмпбелл, инвестор из Camelthorn Investments, лично владеющий бумагами автопроизводителя.

С учетом снижающейся прибыли и падения рыночной доли, ключевая надежда Tesla на ближайшее будущее — это новая недорогая модель. Машину будут собирать на текущих производственных мощностях, поскольку проект абсолютно новой бюджетной платформы был окончательно закрыт еще в прошлом году. Но, по данным СМИ, старт производства может быть отложен.

READ  До сотни за 4,5 секунды. Geely представил новый флагманский кроссовер

«Возможно, запуск будет не таким быстрым, как нам хотелось», — подтвердил вице-президент по инжинирингу Ларс Морави.

По словам Морави, новая модель будет внешне напоминать уже выпускаемые автомобили, поскольку построена она будет на существующих линиях. Главное отличие — ценник: «Это будут доступные машины, которые вы действительно сможете купить».

Перспективы робомобилей


            До минус 81%. Почему Tesla тонет на европейском авторынке

Tesla Cybercab (Фото: Tesla)

Tesla также подтвердила, что запуск пилотного проекта с роботакси в Остине (Техас) по-прежнему намечен на июнь. Компания продолжает добиваться регуляторных одобрений, но эксперты выражают обеспокоенность безопасностью и потенциальными юридическими рисками при массовом запуске не до конца отработанных автономных систем на дорогах общего пользования.

Отвечая на вопрос о масштабировании, Маск заявил, что во второй половине 2026 года на дорогах будут «миллионы полностью автономных Tesla».

На фоне падающего доверия, усиливающейся конкуренции со стороны китайских и традиционных автопроизводителей для Tesla наступает непростой период. Несмотря на слухи о возможной смене руководства, в компании их отрицают, а сам Маск утверждает, что сосредоточится на автомобильном бизнесе. Инвесторы же ждут не заявлений в соцсетях, а ощутимых результатов в финансовых отчетах.

Авторы Теги Алексей Панков

Источник: www.autonews.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *