Основы типографики. Часть первая

Published on 30.01.2011 | at 14:59

Раньше, в предыдущих постах, я часто затрагивала тему типографики. Публиковала статьи на темы: «Свежие дизайнерские шрифты – 33 штуки», «Топ 100 лучших шрифтов всех времен», «Пять лучших ресурсов о типографике», «Кинетическая типографика. Зарождение и расцвет». Но чтобы по-настоящему научиться работать со шрифтами, различать их, чувствовать и понимать их назначение необходимо начинать с самых азов. Поэтому сегодняшнюю статью я посвящаю основам типографики.

Сегодня в нашем распоряжении огромное многообразие шрифтов, которое с каждым днем пополняется новинками. Тем не менее большинство этих шрифтов можно разделить на шесть категорий.

Старый стиль (Oldstyle)

Шрифты старого стиля основаны на примерах рукописных работ начиная с 15 века. Все шрифты старого стиля имеют засечки. Засечки строчных букв всегда располагаются под углом (что имитирует наклон пера в письме). Благодаря такому подражанию рукописному шрифту все изогнутые линии буквенных форм имеют переход от толстого штриха к тонкому. Контраст в толщине относительно умерен, то есть колеблется между умеренно тонким и умеренно толстым. Если вы проведете линию через самые тонкие части закругленного штриха, то эта линя будет диагональной. Это называется нажимом – шрифт старого стиля имеет диагональный нажим.

Так как люди, которые не занимаются полиграфией и не имеют прямого отношения к шрифтам, часто не видят разницы между шрифтами старого стиля, потому они кажутся однообразными. А благодаря этой «неброскости» шрифты старого стиля считаются лучшими для набора длинного текста, и именно поэтому их лучше всего использовать при печати книг. У такого шрифта крайне мало отличительных особенностей, которые могут мешать процессу чтения. Если вы набираете длинный текст, который, как вы надеетесь, будет прочитан, смело отдавайте предпочтение старому стилю.

Современный стиль


По мере того как разворачивалась мировая история, менялись и шрифты. Шрифты имеют свои модные направления и попадают под влияние стиля жизни и культурных изменений, как прически, одежда, архитектура или язык. В 1700-х годах производство более гладкой бумаги, появление высоких технологий печати и общий рост методических приемов привели к тому, что стиль шрифта стал механическим. Новые шрифты уже не подражали рукописной манере. В современных шрифтах конечно тоже есть засечки, но они выполнены горизонтально, без какого-либо наклона и очень тонко. То есть нажим абсолютно вертикальный, а внешний вид шрифта современного стиля отличается элегантностью и некоторой холодностью.

Современные шрифты очень эффективны,особенно если они выполнены крупным кеглем (кегль (от нем. Kegel) – размер типографского шрифта). Однако из-за резкого контрастного перехода от толстой линии к тонкой шрифты современного стиля – не самый лучший вариант для набора длинных текстов. Тонкие линии, как правило, почти растворяются, а толстые, наоборот, слишком сильно выступают – в результате возникает так называемый «слепящий» эффект.

Брусковый стиль

Вместе с индустриальной революцией в историю вошло новое понятие – реклама. Сначала рекламодатели использовали шрифты современного стиля, просто утолщая и без того толстые штрихи. Вы наверняка встречали рекламные плакаты, выполненные таким шрифтом: издалека они смотрятся как вертикальные палки забора. Затем было принято очевидное решение этой проблемы – увеличить толщину всей формы букв. Кроме того, брусковый шрифт с засечками отличается очень слабым переходом от толстой линии к тонкой или полным его отсутствием.
Эту группу шрифтов иногда называют Claderon, поскольку шрифты были составлены на основе шрифта Claderon. Кроме того, подобные шрифты называют и египетскими, так как они стали популярными в период египтомании в Европе, а многим шрифтам этого стиля были даны египетские названия, чтобы они лучше продавались (Memphis, Cairo, Scarab).

Многие брусковые шрифты, которые имеют очень слабый контрастный переход от толстой линии к тонкой, занимают ведущее место по шкале читабельности, то есть идеально подходят для набора длинных текстов. Вместе с тем, страница, набранная таким шрифтом, выглядит значительно темнее страницы, набранной шрифтом старого стиля, поскольку штрихи брускового шрифта плотнее и более единообразны по толщине. Благодаря понятному и незатейливому внешнему виду брусковый стиль шрифта часто используется при наборе детских книг.

Рубленый стиль

Слово «sans» означает «без» (по-французски), таким образом, легко догадаться, что рубленные шрифты – это шрифты, у которых на концах штрихов букв нет засечек. Удаление засечек – один из самых поздних шагов в эволюции шрифтов – не пользовалось популярностью вплоть до начала 20 века.
Рубленые шрифты почти всегда единообразны по толщине, то есть в них отсутствует переход от толстой линии к тонкой, таким образом, буквы имеют одинаковую толщину по всему объему.

Если в вашем комплекте шрифтов есть только два рубленых шрифта – Helvetica и Avant Garde, то для улучшения оформления проектов лучше пополнить группу рубленых шрифтов более четкими, весомыми и насыщенно черными.

Рукописный стиль

Группа рукописных шрифтов состоит из шрифтов, которые были выполнены вручную специальной ручкой или кисточкой для каллиграфии, карандашом или технической ручкой. Эта группа подразделяется на следующие подгруппы: рукописные шрифты с соединительными штрихами; рукописные шрифты без соединительных штрихов; рукописные шрифты, имитирующие ручной почерк; рукописные шрифты, напоминающие традиционные каллиграфические стили, и т.д.

Рукописные шрифты, как классический чизкейк, следует «поглощать» смакуя. Конечно длинные тексты не следует набирать замысловатыми рукописными шрифтами с обилием закорючек, и, разумеется, нельзя их использовать в тексте, состоящем из одних только прописных букв. Но вместе с тем, подобные шрифты, набранные крупным кеглем, могут быть особенно эффективными.

Декоративный шрифт


Декоративные шрифты очень легко узнать: если сама идея прочитать целую книгу, набранную таким шрифтом вызывает у вас головокружение, то вы абсолютно точно видите перед собой декоративный шрифт. Однако, декоративные шрифты по-своему великолепны: некоторые из них забавные, некоторые устрашающие, веселые и смешные. Именно с помощью таких шрифтов можно выразить любую вашу причуду. И хотя, иногда, они кажутся привлекательнее традиционных, у них крайне ограниченный диапазон использования.

Такие шрифты можно использовать в оформлении магазина, но никак не в официальном документе. В общем, декоративный шрифт используется только «по назначению врача», так что прежде чем использовать такой шрифт, следует подумать, а подходит ли он вам и сможет ли он передать тот смысл, что вы вкладываете в свой проект.

Использованные материалы и полезные источники:

Книги

Полезные книги по типографике. Рабочая библиотека веб-типографа и контент-менеджера

Что почитать по типографике

Замечательная и очень простая для понимания и чтения книга Робин Уильямс

Немного об истории

Интернет-сервис про типографику

Комментарии (3) на “Основы типографики. Часть первая”

  • Здравствуйте! вот вопрос: как быть с таким шрифтом, например, как courier new — по параметрам его можно отнести к брусковым (одинаковая толщина засечек, основных и вспомогательных линий, горизонтальные засечки) но ведь он выглядит совсем не как брусковый

    • Nataly:

      Я бы не сказала, что он не выглядит как брусковый: ведь засечки у него все так же толстые и горизонтальные, нажим вертикальный, да и контрасный переход линий практически незаметен.

  • Виктор:

    Очень познавательная статья, спасибо! У меня вопрос: можно ли использовать стандартные скачанные шрифты, например, при создании лого для бренда, ато почему-то многие дизайнера говорят, что нужно придумывать свой шрифт или как минимум переделывать имеющийся. Вообще расскажите про процесс использования шрифтов при создании логотипов.

Оставить комментарий