Как тренировать свою креативность?

Published on 30.09.2010 | at 15:38

Creative2

Недавно я писала про то, как быть креативным. Сегодня я продолжу эту тему и расскажу, как поддерживать и стимулировать вашу креативность. Ниже представлены методы, которые тренируют ваш «креативный мускул» и способствуют оперативному созданию идей.

Первое — Окружающее пространство.

Украсьте стену старыми упаковками обертками от продуктов, постерами, плакатами больших размеров ваших любимых разработчиков, вырвите страницы из каталогов, глянцевых журналов и прикрепляйте на эту же стену (если жалко стену, заведите какую-нибудь доску специально, для этого дела). Выберете вашу любимую музыку, создайте интересное, приятное вам освещение и развесьте декоративные бумажки так, чтобы эта атмосфера вдохновляла вас. Кроме того, покройте стены бумагой и позволяйте себе ходить с красками и щетками и творить прямо на стенах. Как утверждает Роджер Ульрих (Roger Ulrich), разумно украшенная рабочая среда с растениями в придачу, увеличивает приток новых идей на 15%  (Roger Ulrich, Ph.D., Behavioural Scientist, Texas A&M University, 2004).

Второе — Техника «Почему».

Перед тем как приступать к изучению какой-либо проблемы, которая препятствует вашей работе, несколько раз спросите себя «Почему?». Предположим, вы занимаетесь созданием рекламы. Почему вы создаете рекламу? Потому что она нужна. Для чего она нужна? Для того, чтобы прорекламировать этот интересный продукт. Что в нем интересного? Он светится в темноте. Почему он светится в темноте? Потому что (…). И вдруг, вы понимаете, что вы знаете гораздо больше, чем казалось раньше.

Третье — Техника «Микс».

Старайтесь смешивать разные техники. Независимо от идеи используйте как можно больше неординарных способов ее воплощения: смешивайте, вырезайте, совмещайте несовместимое, перерисовывайте вручную, переворачивайте и т.д.

Четвертое — Персональный бриф.

Напишите себе свой собственный бриф, включая в него как можно больше информации. Постарайтесь четко определить проблему. А если у вас уже имеется форма от заказчика, перепишите ее своими словами.

Пятое — Метод 6 шляп Эдуарда де Боно.

Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. В полноцветной печати цветные плашки прокатываются по очереди, накладываясь друг на друга, и на выходе мы получаем цветную картинку. Метод шести шляп предлагает сделать то же самое в отношении нашего мышления. Вместо того чтобы думать обо всем одновременно, мы можем научиться оперировать различными аспектами нашего мышления по очереди. В конце работы все эти аспекты будут собраны вместе, и мы получим «полноцветное мышление».

Вот краткое изложение принципов использования шести шляп.

Белая шляпа: информация

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Красная шляпа: чувства и интуиция

В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Черная шляпа: критика

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого ,мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять.

Желтая шляпа: логический позитив

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа: креативность

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.

Синяя шляпа: управление процессом

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Более подробное описание метода здесь

Шестое — Техника «А что, если».

Если вы все же застряли на полпути, давайте удивлять себя. А что, если сделать зеркальное отражение? А что, если сделать инверсию? А что, если все это размножить?

Можно пойти и дальше. А что, если эта иллюстрация могла бы выразить собственное мнение о себе самой? Звучит, конечно, безумно, но некоторым помогает и такой подход. В общем, если у вас закончились идеи, воспользуйтесь техникой «А что, если», возможно она поможет вам выйти из затруднительной ситуации.

Седьмое — Карта мышления.

Мозговой штурм и карта мышления — отличный способ понять как вы думаете, работаете над проектом, откуда берете идеи, черпаете вдохновение. Идеально подобранная карта создает ваш собственный, уникальный стиль (технологию работы).

Более подробное описание метода здесь

Восьмое — Креатив критике рознь.

Вы не можете быть одновременно креативным человеком и объективным критиком. Эти два процесса должны происходить в разных стадиях вашей работы. Запомните, не бывает плохих идей, бывают неудачные решения проблемы. Так что сначала записывайте идеи, даже самые глупые и нелепые, и только потом критикуйте, выбирая лучшие из них.

Девятое — Метод Алекса Осборна.

Если трудно соображать и придумывать новые идеи, попробуйте метод Алекса Осборна. Пользоваться им очень просто – берем любой вопрос и пытаемся на него ответить. Застопорились – перешли ко второму, третьему, пятому… Вы удивитесь, какое количество идей окажется в вашей тетрадке (я надеюсь, вы завели себе тетрадку для идей?) после ответов хотя бы на 10% вопросов. Итак, поехали!

Вопросы от Алекса Осборна:

Какое новое применение объекту вы можете предложить?

Возможны ли новые способы применения?

Как модифицировать известные способы применения?

Возможно ли решение задачи путем приспособления, упрощения, сокращения?

Что напоминает вам данный объект?

Имеются ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать?

Что можно копировать?

Какие модификации объекта возможны?

Возможна ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота?

Какие изменения, назначения, функции, цвета, движения, запаха, формы, очертаний возможны?

Другие возможные изменения?

Что можно увеличить в объекте?

Что можно присоединить?

Возможно ли увеличение времени службы, воздействия?

Увеличить частоту? размеры? прочность?

Повысить качество?

Присоединить новый ингредиент?

Дублировать?

Возможно ли преувеличение, гиперболизация элементов или всего объекта?

Что можно в объекте уменьшить?

Что можно заменить?

Можно ли что-нибудь уплотнить, сжать, сгустить, конденсировать, применить способ миниатюризации? укоротить, сузить? отделить? раздробить? преумножить?

Что можно в техническом объекте заменить?

Что и сколько можно заменить и чем?

Другой ингредиент?

Другой материал?

Другой процесс?

Другой источник энергии?

Другое расположение?

Другой цвет/звук, освещение?

Что можно преобразовать в объекте?

Какие компоненты можно взаимно заменить?

Изменить модель?

Изменить разбивку, разметку, планировку?

Изменить последовательность операций?

Транспонировать причину и эффект?

Изменить скорость или темп?

Изменить режим?

Что можно в объекте перевернуть наоборот?

Нельзя ли поменять местами противоположно размещенные элементы?

Повернуть их задом наперед?

Перевернуть низом вверх?

Обменять местами?

Поменять ролями?

Какие новые комбинации элементов объекта возможны?

Можно ли создать смесь, сплав, новый ассортимент, гарнитур?

Комбинировать секции, узлы, блоки, агрегаты?

Комбинировать цели?

Комбинировать привлекательные признаки?

Комбинировать идеи?

Десятое — Сила ассоциаций и связей.

Выберете любое слово из словаря, журнала, с сайта или откуда-нибудь еще и попытайтесь построить связи между этим словом и вашей проблемой. Вуаля! Вот оно, решение вашей проблемы! Этот метод можно так же объединить с вашей картой мышления.

А какие методы используете вы, чтобы быстро генерировать идеи и тренировать свою креативность?

Комментарии (2) на “Как тренировать свою креативность?”

Оставить комментарий